Предмет «основы религиозных культур и светской этики» был введён во все школы пять лет назад. Однако, до сих спор насчёт важности этого предмета так и не утих. Горсайт пообщался с тремя разными людьми: протоиереем, общественником и философом и выяснил различные точки зрения на эту тему.

ОРКСЭ: зачем и для чего

С 2012 года по всей стране был введён новый школьный предмет: «Основы религиозных культур и светской этики»(ОРКСЭ). Его изучают дети в конце четвёртого класса, на это уходит около 50 учебных часов. Задача предмета: познакомить детей с мировыми культурами, а также с нормами морали и нравственности. Идею ввести ОРКСЭ предложила Российская православная церковь(РПЦ).

Сейчас предмет разделён на 6 направлений, ребёнок и его родители сами выбирают, что именно он будет изучать:

  • «Основы православной культуры»,
  • «Основы исламской культуры»,
  • «Основы буддийской культуры»,
  • «Основы иудейской культуры»,
  • «Основы мировых религиозных культур»,
  • «Основы светской этики».

Как оказалось, около половины учащихся выбрали изучение основ светской этики. На втором месте по популярности основы православной культуры, на третьем - основы мировых религиозных культур. С каждым годом число родителей, выбирающих «этику» стремительно растёт.

Как уже говорилось выше, из-за введения этого предмета часто ведутся споры: нужен ли он или нет? У каждой стороны есть свои аргументы.

И никакого мракобесия

О положительных сторонах этого предмета Горсайту рассказал Протоиерей Борис Пивоваров, председатель Отдела образования и просвещения Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви, и председатель совета общественной организации «Гражданский патруль» Ростислав Антонов.

Протоиерей Борис Пивоваров отмечает, что ОРКСЭ - скорее образовательная область, чем предмет. Общие его цели и задачи — духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание учащихся.

Школьники, изучающие предметы образовательной области ОРКСЭ, призваны обучаться различению добра от зла и стремлению только к добру. Нельзя признать справедливым, что каждый сам вправе определять — что есть добро и что есть зло. Нравственный, а точнее безнравственный плюрализм в вопросах морали — это прямой путь к разложению общества. Изучение основ православной культуры несомненно способствует решению указанных проблем в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании, — рассказывает Борис Пивоваров.

Стремиться к свету, к жизни, избегать низости и грязи, противостоять призывам к наркотикам и суициду, почтительно относиться к родителям и учителям, любить свою Родину, быть благодарным, честным и сострадательным, не сквернословить — этому и другим важнейшим добродетелям, по мнению протоиерея, учит православная вера и православная культура.

А вот Ростилава Антонова новый предмет коснулся лично: у него двое детей, которые обучаются по этой программе. Он отмечает, что они совершенно сознательно выбрали изучение православной культуры и не пожалели. Никакого давления на родителей нет, каждый определяет раздел предмета по своему желанию.

Поэтому все эти разговоры о том, что религиозные мракобесы захватывают образование — от лукавого, скажем так, — говорит Ростислав Антонов.

Он рассказывает, что его детям понравился этот предмет. Их не нагружали дополнительными вещами, они просто усвоили базовые вещи: как себя вести в храме, как креститься, основные православные понятия и традиции.

Мне сын рассказывал, что его удивило, когда они ездили в Собор Александра Невского: многие из его класса, кто выбрал светскую этику, просто не умели себя вести в церкви. И, конечно, его это неприятно поразило. Я думаю, не нравится это всем верующим. Так что это нужно изучать, чтобы мы научились уважать веру и традиции различных народов, населяющих Россию и учились уважать и свою культуру, — подытожил Ростислав Антонов.

Типичное мракобесие

Однако, далеко не все родители положительно относится к ОРКСЭ. Опрос «Левада-центра» показал, что большинство из них выступают против преподавания религий в общеобразовательных учреждениях. Религиозное воспитание поддержали лишь 22%.

Магистр философских наук, доцент, преподаватель философии, культурологии, логики и религиоведения Сибирского университета геосистем и технологий Евгений Глебов также противник «ОРКСЭ». Он уверен, что этот предмет просто повторяет те знания, навыки и компетенции, которые даёт русская литература.

Идея того, что дети прослушают предмет и станут вести себя порядочно относительно других религии и национальностей — всё это есть в нашей литературе. На самом деле, просто не надо было сокращать её курс, — рассказывает философ.

Евгений Глебов объясняет, что литература эпохи просвещения несёт идеалы, в основании которых лежат ценности таких религий как иудаизм, христианство и мусульманство. А, соответственно, произведения 18-19-20 веков русской литературы, включая серебряный век, несут ценности как раз светской этики.

Если вы хотите, чтобы ваши дети нравственно развивались и лучше себя вели, то пусть они читают Гоголя, Пушкина, Достоевского и тому подобное, — советует Евгений Владимирович.

ОРКСЭ, как считает, философ — просто попытка на других текстах привить детям гуманизм и порядочность. Однако, никакими лекциями и рассказами не сделать детей ни лучше, ни хуже. Можно дать им просто новую информацию из этого предмета, помочь определить себя в жизни. Но на самом деле нужно, чтобы всё общество было нацеленно на порядочность и гуманность, подавая пример.

Более того, отмечает Евгений Глебов, деление этого предмета на разделы по религиями — это попытка внести разногласие в классы.

Понятно, что для ребёнка предмет выбирают родители, особенно для маленьких. Редкие случаи, когда бывает иначе. И родители прививают своё отношении к религии. Таким образом, мы получаем ещё один раскол между людьми. Они ещё лучше разделяются на группы по религиям как раз в то время, когда нужно воспитывать терпимость. В любом случае, будут доминировать те, кто это затеял: наша любимая Православная церковь, — комментирует преподаватель.

Евгений Глебов также говорит, что по большей части церковь ещё и предлагает свои кадры. Во многих случаях основам православной этики приходят учить священники.

И никто не замечает самой главной манипуляции: у нас школа отделена от церкви, а церковь от государства. Преподавание любых религиозных вещей именно в школе — это антиконституционно. Единственное, что по закону — преподавание в высших учебных заведениях курса религиоведения. Причём, его желательно должен вести либо человек, получивший образование по специальности религиоведение, либо лучше всего философ или политолог. То есть человек, отстранённый от тех или иных убеждений, — рассуждает философ.

Что касается конкретно раздела светской этики, то Евгений Глебов уверен: такому не научит обычный учитель. Более того, не отдельного течения с таким названием. Есть, например, этика просвещения или философская.

 

Но этому, по мнению преподавателя, лучше учить детей философу. И, таким образом, проще ввести философию в школы. Однако, здесь не всё так просто. Ведётся большой спор: одни считают, что нужно обучать философии как можно раньше, другие считают с точности наоборот.

В нынешнем состоянии русская православная церковь и другие конфессии, с моей точки зрения, просто неспособны что-либо преподавать. Они вам такое напреподают, что получится типичное мракобесие. Если вы хотите, чтобы в школе дети узнали основы светской этики, просто верните ещё два часа русской литературы и ещё два часа физики, математики и астрономии, — подводит итог Евгений Глебов.

Сколько бы споров не велось — пока что предмет в школах есть. И убирать его не планируют. А что думаете по этому поводы вы?

 

 

 

Фото: Islamnews.ru Egorievgrad.ru Tambov.upstudy.pro Fabrika37.ru divinemagazineonline.com Labirint.ru