30 ноября вся страна простилась с легендарной летчицей, Мадам МиГ, Мариной Попович. Покорительница неба прошла свой долгий путь к успеху от полетов с вениками, слезами из-за сбежавших баранов до вытягивания своего роста, лжи о возрасте и борьбы за право быть женщиной-летчиком. Марина Лаврентьева немало лет прожила в Новосибирской области и в самом городе, о чем часто рассказывала всем. Горсайт вспомнил историю жизни и самые большие достижения этой великой женщины.

Марина Попович скончалась в возрасте 86 лет в Мостовском районе Краснодарского края.

Советская красавица покоряла небеса и сердца многих восхищенных людей.

За свою жизнь она совершила более 101 рекорда на различных видах самолётов. В том числе и на сверхзвуковых, — рассказал Горсайту директор болотнинского историко-краведческого музея Тамара Хомченко.

Марина Лаврентьевна стала первой во всем мире женщиной-летчиком, которая преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ-21, за что и получила гордое прозвище Мадам МиГ. Она освоила более 40 типов самолетов и налетала около шести тысяч часов.

Марина Попович заслуженный мастер спорта СССР, доктор технических наук, профессор, член Союза писателей РФ, а также обладательница множества орденов и медалей. Однако, путь к таким достижениям был очень сложным, ей пришлось через многое пройти и даже вытягивать свой рост.

Полеты с вениками и учеба в Болотном

Марина Попович (в девичестве Васильева) родилась 20 июля 1931 года на хуторе Леоненки Велижского района Смоленской области. Все свое раннее детство она провела в деревне Самусенки. У Марины было четверо родных братьев и сестер. Двое братьев её мамы, Ксении Логиновны, были летчиками.

Началась в стране страшная Великая Отечественная война. Марина Попович вспоминала, как безобразно вели себя немецкие фашисты: сбивали самолет, а когда летчик выпрыгивал из него, то и впятером вокруг летали и обстреливали. Тогда-то девушка, видимо, и захотела стать летчиком.

Семью Васильевых эвакуировали в Новосибирск. Оттуда их определили в село Ояш, однако, вскоре мать Марины решила переехать в город Болотное — там было легче жить.

Ещё в детстве Марину прозвали пилом. Когда старший брат вернулся из армии, то девочка попросила его рассказать, как он летал. Тогда парень решил подшутить над сестрой и сказал, что привязывал веники к рукам, залезал повыше и летал. Наивная девочка поверила словам, повторила этот трюк и в результате провела два месяца в госпитале.


Как рассказала Тамара Хомченко, Марина ходила в школу в Болотнинском районе. В 1946 году из города уехала её мать, а девушка осталась, потому что ей хотелось закончить школу и поступить в авиационное училище. Позже, Попович часто приезжала в Болотное.

Она много рассказывала про наш район. Говорила, что до сих пор не ест баранину, потому что её запах напоминает ей войну и то время, когда приходилось помогать колхозу пасти баранов. Это стадные животные: если один идёт в болото — все пойдут за ним. Бедняжка столько слез пролила из-за этих непослушных баранов, которые терялись и убегали, — рассказывает Тамара Николевна.

Маленький рост и возраст — не преграда

В 1947 году Марина Попович решила поступить в авиационное училище в Новосибирске. Однако, ей мешал маленький рост: 1,50 метра, она даже ногами не доставала до педалей. В итоге, она сначала получила образование сварщика. Потом, как она сама рассказывала в интервью, она висела на альпинистских цаплях, чтобы вытянуться в рост. Когда спустя время она вернулась в аэроклуб, то все удивились: Марина Попович достигла допустимого 1,61 метра.

На этом препятствия не закончились. В годы Великой Отечественной войны было множество женщин-летчиков, но после началась эра реактивной авиации и в авиационные училища зачисляли только мужчин. А тут ещё и возраст у Марины был неподходящим — всего 16, а берут только с 22. Ради своей мечты девушка приписала себе лишних шесть лет. В итоге, она добилась приёма у заместителя Председателя Совета министров и получила разрешение на зачисление в училище.

В 1951 году Марина Попович окончила авиационный техникум в Новосибирске, и прошла долгий путь до заветных рекордов: Центральная летно-техническая школа ДОСААФ в Саранске, работа инструктором, затем работа летчиком-инструктуром в Центральном аэроклубе имени В.П.Чкалова, военная служба и Ленинградская академия гражданской авиации.

С 1960 Марина Попович стала овладевать техникой пилотирования на реактивных самолётах и в скором времени стала единственной в стране военной летчицей-испытателем первого класса.

В 1962 году женщину пригласили в качестве кандидата в космонавты, она проходила медицинское обследование, но в отряд её, к сожалению, так и не взяли.

1964 году Марина Попович стала первой из женщин-лётчиков-испытателей МиГ-21, которая преодолела звуковой барьер. В течение следующих нескольких лет она установила 102 мировых рекорда. Первый из них, на скорость, был установлен в Брно на чешском самолёте Л-29, после чего ее рекорды стали "обычной работой" лётчицы.

В 1962 году женщину пригласили в качестве кандидата в космонавты, она проходила медицинское обследование, но в отряд её, к сожалению, так и не взяли.

1964 году Марина Попович стала первой из женщин-лётчиков-испытателей МиГ-21, которая преодолела звуковой барьер. В течение следующих нескольких лет она установила 102 мировых рекорда. Первый из них, на скорость, был установлен в Брно на чешском самолёте Л-29, после чего ее рекорды стали "обычной работой" лётчицы.

Фото с открытых источников